Из всех природных материалов, используемых в дорожном строительстве щебень, пожалуй, можно считать основным.
Объемы производства щебня превышают 3 млрд. кубометров в год. Доля России составляет около 5% от этой суммы, причем примерно 70 млн.м3 ежегодно используется в дорожном строительстве.
В общей стоимости строительства автомобильных дорог расходы на материалы превышают 60%. От их качества во многом зависит безопасность движения, экономическая эффективность автомобильного транспорта, а также потребительские свойства (коэффициент сцепления, ровность и т.д.) и долговечность сооружений. Особенно высоки требования к щебню, применяемому для устройства верхних слоев дорожной одежды. Он должен быть устойчив к отрицательному воздействию природных факторов, а также к механическому истиранию от движущегося транспорта.
Щебень, применяемый в дорожном строительстве можно разделить на две группы:
осадочные скальные и рыхлые горные породы. К этой группе относятся известняк, доломит и другие породы, крупностью фракций 5-20, 20-40, 40-70, 0-40 и 0-70 мм. Преимущественно такой щебень используется для устройства оснований одежд дороги.
метаморфические и магматические горные породы — гранит, габбро, диабаз фракций 5-20 и 20-40 мм. Используется для нижних слоев покрытий.
Гранитный щебень:
Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в процентах по массе 18-25. Объемный насыпной вес щебня 1,37 т.м3
Морозостойкость щебня F-400
Марка гранитного щебня по прочности 1400
Марка щебня гранитного по износу И-1
Содержание в щебне зерен слабых пород 0,2-3,5%
Гранитный щебень соответствует ГОСТ 8267-93
Гранитный дорожный щебень — эффективное и износостойкое дорожное покрытие.
Щебень фракции 5-10 мм — самый лучший крупный заполнитель для высокомарочного бетона, применяемого в заливке мостовых конструкций, Фракции 20-40, 40-70 также пользуется устойчивым спросом и применяется в строительстве и ремонте железнодорожных насыпей, трамвайных линий и подушек автомобильных дорог.
Известняк — уникальный строительный материал, обладающий высокой устойчивостью к температурным перепадам — он выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания, не утратив своих прочностных характеристик.
Применяется в качестве подушки под дорожное основание, такое, как асфальт, плотный грунт или бетон.
Известняковый щебень — менее прочный, чем гранитный, однако очень хорошо справляется со своими задачами в дорожном строительстве.
Известковый щебень:
Содержание зерен щебня пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, в % по массе 10-12 % Форма зерен I
Содержание пылевидных и глинистых частиц в % по массе 1,5-2 % (0-0,20%)
Марка щебня по прочности (дробности) др. 11-16% М600(800)
Содержание в щебне зерен слабых пород в % по массе 5-9 %
Марка по морозостойкости известнякового щебня F 150
Насыпная плотность щебня известкового 1300 кг/м3
Влажность щебня 3-4%
Пористость щебня 5,4-7,3 % Пустотность 48,1-50,8 %
Водопоглощение щебня 2,5 %
В отдельную группу обычно выносится так называемый «кубовидный» щебень (фр.5-20, с содержанием зерен лещадной и игловатой формы менее 15 %). Часто в последнее время его называют «щебнем будущего».
Каковы его качества в сравнении с применением привычных видов щебня?
он прочнее и его «трещинноватость» ниже;
в 2-3 раза повышается долговечность бетонных конструкций и асфальтобетонных покрытий;
снижается расход щебня и связующих (битум, цемент);
коэффициент уплотняемости асфальтобетонной смеси приближается к единице, что обеспечивает долговечность и увеличивает морозостойкость дорожных покрытий;
снижаются время и трудозатраты по укладке асфальтобетонного покрытия до 70% (для укладки покрытия требуется всего два прохода катка вместо десяти при использовании обычного щебня).
Но нельзя забывать о такой важной характеристике щебня, как радиоактивность. Для строительства дорог используется гранитный щебень II класса радиоактивности (от 370 до 740 Бк/кг ).